17 Мая 2014

Встречная проверка

Встречная проверка

Понятие «встречная проверка» в настоящее время в Налоговом кодексе РФ отсутствует. Но это вовсе не означает, что такой способ получения информации не применяется на практике.

Прежде данное понятие содержалось в статье 87 Налогового кодекса. Формулировка была такая: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). 

С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках.

Тем не менее, название осталось: на практике истребование налоговым органом у одной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контрагентом) продолжают называть встречной проверкой

Чаще всего в рамках встречной проверки, которая, в свою очередь, проводится в рамках выездной или камеральной налоговой проверки предъявляются требования о предоставлении документов, пояснений или вызов в налоговый орган,. Предметом встречной проверки является получение информации, документов о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Целями проведения такой проверки являются:

– подтверждение реальности существования контрагента и совершенных налогоплательщиком операций;

– подтверждение совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Зачастую, запрашиваемый объем документов огромен, нет ни какой конкретики. Однако, Президиум ВАС РФ в постановлении от 8 апреля 2008 г. № 15333/0 указал, что по смыслу ст. 88 и 93 НК РФ требование должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые потребуются налоговым органом, а сами документы должны относиться к предмету налоговой проверки.

По результатам встречной проверки не выносится обязательных для налогоплательщика решений. Но полученные материалы используются в качестве доказательств совершения налоговых правонарушений.

В таких требованиях часто не разъясняется, предусмотрена ли какая-либо ответственность за непредставление документов по требованию или невыполнению требования в срок. Однако, с 2015 года законодатель закрепляет крайне негативные последствия за непредставление информации: налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов:

- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

В этой связи считаем логичным дать рекомендации как действовать при получении требования о предоставлении документов.

1. Необходимо удостовериться, был ли исполнен установленный порядок его направления, правильно ли это требование оформлено.

2. Убедиться, представлено ли наряду с требованием соответствующее письменное поручение на истребование документов (информации).

3. Проверить наличие в поручении и требовании необходимых реквизитов (подписей должностных лиц, дат, оснований истребования документов). Поручение об истребовании документов (информации) должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, требование о представлении документов (информации) — любым должностным лицом налогового органа. Содержание до­кументов не должно быть противоречивым.

4. Изучить перечень документов, указанный в требовании.

Требуемые документы представляются в виде заверенных копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Налоговый кодекс не предусматривает представления в рассматриваемой ситуации нотариально удостоверенных копий документов. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Если запрошенные документы (информация) не могут быть представлены в пятидневный срок по причине их отсутствия, об этом необходимо сообщить в налоговый орган. Если требуемые документы не могут быть представлены в указанный срок по причине его недостаточности, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок их представления. В ходатайстве необходимо указать уважительные причины, по которым документы не могут быть представлены. Как правило, такой причиной является большое количество документов. Ходатайство о продлении сроков представления доку­ментов подается в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы.