Представление интересов по государственным и муниципальным контрактам

Выполнение работ, оказание услуг и поставка товаров, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта. Размещение заказа на оказание определенных услуг, выполнение работ или поставку товаров осуществляется путем проведения аукциона, торгов, запроса котировок или у единственного подрядчика.

Кажется, что участие в государственных и муниципальных аукционах, торгах, запросах котировок – мероприятие выгодное. Предполагается, что до момента принятия решения об участии участник проанализировал и рассчитал все возможные расходы, связанные с выполнением заказа, риски, желаемую прибыль.

Участник государственного или муниципального заказа должен быть готов к тому, что в процессе исполнения заказа возникают непредвиденные обстоятельства – например, отказ получателя по контракту принимать товар, выполненные работы, оказанные услуги или непоступление средств из бюджета на оплату по контракту. Всё это в значительной степени ухудшает положение исполнителя такого заказа и не только уменьшает размер прибыли по сравнению с той, на которую он рассчитывал, но и не позволяет исполнителю получить оплату по контракту продолжительный период времени.

Как в данном случае вести себя исполнителю?

  • Как быть, когда государственный или муниципальный заказчик не платит за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги из-за отсутствия бюджетного финансирования?
  • Реально ли возместить дополнительные расходы, понесенные исполнителем в ходе исполнения контракта, которые не включены в цену по контракту?

В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик должен осуществлять оплату в соответствии с условиями контракта. Но зачастую в тексте государственного или муниципального контракта можно встретить следующее положение: «Оплата государственного контракта будет осуществляться государственным (муниципальным) заказчиком на установленных настоящим государственным (муниципальным) контрактом условиях, но по мере поступления целевого бюджетного финансирования». Суд придерживается той позиции, что непоступление государственному заказчику денежных средств из федерального бюджета не может являться основанием для освобождения его от ответственности за несвоевременное исполнение обязательств по государственному контракту. В связи с этим можно смело взыскивать с заказчика денежные средства, которые последний обязан выплатить в рамках государственного контракта, а также неустойку за нарушение обязательств.

Юристы юридической фирмы «ЮРТЕГРО» представляют интересы исполнителей по государственным и муниципальным контрактам как на стадии досудебного урегулирования спора, так и в ходе судебного разбирательства. Если законные основания для отказа от исполнения договора отсутствуют, то судебное решение выносится в пользу исполнителя. Но и здесь исполнитель сталкивается с проблемой: чаще всего заказчик не торопится исполнить решение суда.

В таком случае наши юристы используют все возможные способы влияния на заказчика. Самым эффективным является обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления администрации соответствующего района и о возможном наложении штрафа на бездействующий субъект.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что в отношениях «государственный или муниципальный заказчик – исполнитель» последний занимает более слабую позицию и нередко вынужденно соглашается с невыгодными для себя условиями исполнения контракта. 

Практика исполнения госзаказа показывает, что государственный или муниципальный заказчик не самый удобный и совсем не гибкий контрагент для коммерческой организации.

Жесткие условия контракта, которые в соответствии с законом нельзя менять, жесткие требования к исполнителю и отсутствие заинтересованности, а зачастую и возможности у государственного или муниципального заказчика исполнять свои собственные обязательства по контракту создают для исполнителя препятствия в исполнении контракта и приводят к дополнительным расходам. В результате «выиграть» – еще не означает получить большую прибыль.

При этом не стоит забывать, что в теории «государственный или муниципальный заказчик» – это всего лишь очередной контрагент, которой за нарушение своих обязательств должен отвечать в полном объеме.  Остается лишь надеяться, что теоретические основы не будут идти вразрез с практикой их применения.