19 Января 2014

Может быть стоит объявить войну дебиторке?

В условиях жесткой экономической ситуации все большее количество предпринимателей сталкиваются с проблемой не возврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов.

Компании поставляют товары или оказывают услуги контрагенту, но не получают своевременной оплаты. В этой связи предприниматели попросту не знают с чего начать: обращаться сразу в суд или направить претензию о погашении долга? И мало кто задумывается о возможном инициировании процедуры банкротства или привлечении директора или учредителя к субсидиарной ответственности по долгам фирмы.

Задумываться о дебиторской задолженности нужно, конечно, не в тот момент, когда она безнадежно просрочена, а на всех этапах взаимодействия с контрагентом: начиная стадией преддоговорных процедур и заканчивая фактическим исполнением обязательств по договору.

Условно процесс по истребованию дебиторской задолженности можно разделить на несколько этапов:

  1. Начало работы с контрагентом. Еще до заключения договора с контрагентом необходимо убедиться в его благонадежности, проявив меры должной осмотрительности. После заключения договора, но до наступления момента оплаты необходимо напомнить контрагенту о платеже, уточнив, получен ли счет, включен ли платеж в график.
  2. Переговоры с контрагентом. В случае отсутствия оплаты, необходимо сделать звонок на следующий день после наступления срока платежа. В противном случае может сложиться мнение, что сумма задолженности не важна либо отсутствует контроль за уровнем задолженности. На данном этапе необходимо напомнить о долге, указав сумму, сроки, последствия. Здесь важен психологический момент: у должника должно сформироваться убеждение, что кредитор обладает необходимыми рычагами давления вплоть до обращения в суд. Если в срок, определенный сторонами, оплата так и не поступила, то можно переходить к следующему этапу.
  3. Подготовка и направление претензии. Этот этап иначе называется досудебным порядком урегулирования спора и заключается в урегулировании спорных вопросов до фактической передачи в суд. На данном этапе должнику направляется претензия с четким требованием об уплате долга и конкретными сроками. Претензия направляется должнику заказным письмом с объявленной ценностью, с описью вложения и уведомлением о вручении. Опись вложения должна быть максимально подробной, с обязательным перечислением всех вложенных документов. 
  4. Подготовка и подача искового заявления. 

Исковое заявление составляется в тот момент, когда кредитору становится понятно, что в добровольном порядке задолженность погашена не будет. Исковое заявление направляется в соответствующий суд посредством Почты России или личного представления в канцелярию суда.

Для того чтобы минимизировать риски возникновения проблемной дебиторской задолженности, дадим несколько практических рекомендаций.

Проявляйте должную осмотрительность при работе с контрагентами: запрашивайте документы, осуществляйте проверку посредством информационных систем. Уделяйте максимум внимания этапу заключения договора.

В договоре должны быть четко прописаны следующие условия:

  • цена договора;
  • условия, сроки и схема оплаты;
  • подсудность разрешения споров которые могут возникнуть в ходе исполнения договора;
  • возможность одностороннего расторжения договора.

Договор должен быть подписан исключительно лицом, уполномоченным на подписание подобного рода документов. Если лицо, подписывающее договор, делает это на основании доверенности, необходимо запросить доверенность и убедиться в том, что имеется право подписи данного вида документов. Немало важную роль играют и документы, подписываемые на этапе приема-передачи товаров или услуг. Они, также как и договор, должны подписываться строго уполномоченным лицом. И, конечно же, предостерегаем Вас от заключения договора на условиях отсутствия авансового платежа, склоняйте контрагента к пятидесяти или семидесяти процентной предоплате.