28 Марта 2016

Конституционный суд РФ ограничил право на повторное предъявление исполнительного листа

10 марта 2016 г. было принято Постановление № 7-П по делу о проверке конституционности некоторых положений ФЗ «Об исполнительном производстве», в частности, права взыскателя на отзыв исполнительного листа и повторное его предъявление к исполнению.

Уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что правовая позиция Конституционного суда непременно окажет влияние на практику принудительного исполнения судебных актов. 

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» установлен трехлетний срок для принудительного исполнения судебного акта. На протяжении всего этого периода взыскатель может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов.

Исполнительное производство может быть окончено без исполнения требований исполнительного листа. В таком случае исполнительный документ возвращается взыскателю, а течение срока принудительного исполнения возобновляется. 

Еще одним основанием окончания исполнительного производства является заявление взыскателя. Отметим, что наличие мотивировки заявления не обязательно.
На основании вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что действующее законодательство позволяет взыскателю отзывать исполнительный лист неограниченное количество раз и повторно предъявлять его. В результате чего процедура исполнительного производства может продлеваться неограниченное количество раз. 

Именно эта проблема была поставлена перед Конституционным судом. Суд проанализировал экономические мотивы, которые могут стать причиной недобросовестного использования взыскателем предоставленного ему права отзыва и повторного предъявления исполнительного документа.

Отмечается, что предоставление взыскателю такого рода прав означает, что должник может бесконечно долго находиться в состоянии неопределенности относительно своего правового положения. Суд резонно пришел к выводу о том, что такое положение дел смещает баланс интересов сторон в пользу кредитора и противоречит принципам правовой справедливости и правовой определенности. В результате Конституционный Суд признал оспариваемое правовое регулирование неконституционным и предписал федеральному законодателю внести изменения в закон об исполнительном производстве.

Однако следует ожидать, что позиция суда начнет оказывать влияние на практику уже сейчас. Резолютивная часть постановления содержит указание о порядке применения оспоренных норм до выполнения законодателем поручения суда о приведение действующего законодательства в соответствие. Согласно этому указанию при повторном предъявлении ранее отозванного взыскателем исполнительного листа из трехлетнего срока принудительного исполнения следует вычитать периоды, в течение которых данный документ ранее находился на исполнении. А значит можно сделать вывод о том, что 10 марта 2016 года было коренным образом изменено правовое регулирование исполнительного производства, поскольку отныне исполнительные листы, в общей сложности находившиеся в службе судебных приставов более трех лет и отозванные взыскателями, более не могут быть предъявлены к исполнению. 

В юридическом сообществе, в свою очередь, уже обсуждается что более правильным было бы приравнять последствия отзыва исполнительного листа к последствиям отказа от иска (установление запрета повторного предъявления). Но вполне вероятно, что подобное решение радикально разошлось бы с действующим законодательным регулированием и потребовало бы существенных изменений законодательства. Однако не исключено, что законодатель, исполняя поручение суда, пойдет именно по этому пути.