05 Мая 2014

Изменения в деятельности юридических лиц

Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.

Реалии современной жизни требуют изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации - важнейший основополагающий документ проходящей в России правовой реформы. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, но он постоянно нуждается в доработке.

С 1 сентября 2014 года законодатель вводит изменения, касающиеся деятельности юридических лиц в Российской Федерации. Изменения коснулись даже самого понятия "юридическое лицо".

В соответствии с федеральным законом №99-ФЗ от 5 мая 2014 года юридическое лицо:

  • должно быть зарегистрировано в одной из форм, поименованных в законе;
  • не обязано иметь самостоятельный баланс и смету;
  • вправе действовать на основании только устава.

Законодатель вносит изменения в классификацию юридических лиц. Отныне они будут делиться на корпоративные (основанные на праве членства) и унитарные, когда учредители имеют вещные права на имущество организаций.

Вводятся следующие виды коммерческих организаций:

  1. хозяйственные товарищества и общества (акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью);
  2. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  3. хозяйственные партнерства;
  4. производственные кооперативы;
  5. государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Упоминание о закрытых и открытых акционерных обществах из новой редакции гражданского кодекса исключено. Обусловлено это тем, что они "не оправдали себя и практически полностью дублируют ООО". Перерегистрация ЗАО в связи с вступлением в силу ФЗ №99-ФЗ от 5 мая 2014 года не потребуется. Однако, при первом изменении учредительных документов будет необходимо привести в соответствие наименование и учредительные документы. Правоустанавливающие и иные документы ЗАО не потребуют обязательного внесения соответствующих изменений. Вводится понятие публичных (ценные бумаги размещаются публично; фирменное наименование содержит указание на публичность; минимальный размер уставного капитала 100 000 рублей) и не публичных (не более 50 акционеров; минимальный размер уставного капитала 10 000 рублей) акционерных обществ. В обоих категорях обществ ведение реестра акционеров возлагается на специализированного регистратора. В отношении публичных акционерных обществ на него возлагается еще и обязанность подтверждать принятие решений и состав участников, присутствующих при его принятии. Что касается непубличных акционерных обществ, действует принцип нотариального удостоверения регистратором.

До 2 октября 2014 года акционерные общества обязаны передать ведение реестра акционеров профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему соответствующую деятельность.

До этой даты для исполнения установленной обязанности всем акционерам необходимо осуществить ряд действий, в том числе по:

  • выбору и утверждению регистратора общества и условий договора с ним;
  • заключению договора на ведение реестра;
  • передаче реестра в согласованную с регистратором дату с выполнением сопутствующих обязанностей, в том числе, по устранению несоответствий;
  • внесению в ЕГРЮЛ сведений о регистраторе.

В случае неисполнения вышеуказанных обязанностей, общества несут риск привлечения к административной ответственности за незаконное ведение реестра в соответствии с ч. 2 ст. 15.22 КоАП РФ.

Также упраздняется такая форма юридического лица как общество с дополнительной ответственностью. Изменения коснуться и организационно-правовых форм некомерческих организаций.

Законодатель предлагает их исчерпывающий перечень:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов России;
  • фонды, учреждения (государственные, муниципальные, частные);
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Прописаны и новые правила реорганизации и ликвидации юридических лиц. Защищены права кредиторов реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица. При реорганизации правопреемство по всем обязательствам должно быть закреплено в передаточном акте. При ликвидации все долги должны быть уплачены, а при недостаточности имущества организации ликвидация может проводиться только в форме банкротства. Кроме того, установлен порядок признания реорганизации корпорации несостоявшейся и указаны последствия такого решения.

С 1 сентября в любой компании может быть два и более генеральных директора . Они могут действовать совместно либо независимо друг от друга. При этом в уставе должно быть четко прописано, сколько в организации директоров и какая у каждого из них компетенция.

С одной стороны, это удобно. Ведь когда один директор в отпуске, другой может подписать срочный документ без доверенности. Кроме того, в крупных компаниях, в которых, например, несколько проектов, каждый из них может курировать свой директор.

С другой стороны, это риск злоупотреблений, когда, например, в отсутствие одного директора другой заключит какую-нибудь сделку в свою пользу. К тому же наличие двоевластия может запутать работников, чьи распоряжения им выполнять. Возьмем, к примеру, главбуха. При множестве генеральных директоров главбух в компании по-прежнему может быть только один. Получается, что компании нужно определить, по каким вопросам какому из руководителей он должен подчиняться.

Вводится понятие корпоративного договора, заключающегося в письменной форме:

  • Корпоративный договор заключается всеми или частью участников, стороной корпоративного логовора могут быть третьи лица;
  • Противоречие уставу не влечет недействительность корпоративного договора;
  • Корпоративный договор не может обязывать голосовать участников по указанию органов общества, определять структуру и компетенцию органов управления;
  • Содержание корпоративного договора непубличного акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью конфиденциально, но о его заключении уведомляется общество; в публичных акционерных обществах – дополнительно требуется раскрытие информации о заключении корпоративного договора;
  • Если корпоративный договор заключен всеми участниками, сторона корпоративного договора может оспорить решение органа управления общества;
  • Сделка, нарушающая корпоративный договор, может быть оспорена стороной корпоративного договора, если другая сторона должна была знать об ограничениях, содержащихся в корпоративном договоре.

В заключение следует отметить существенность принятых поправок. С одной стороны, они призваны урегулировать и где-то даже упростить процедуру создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С другой стороны, закон предусматривает более жесткое регулирование некоторых вопросов деятельности публичных акционерных обществ, которые придут на смену открытым акционерным обществам. Диспозитивность в отношении обществ с ограниченной ответственностью практически не изменилась, так как она уже содержалась в специальном законодательстве, но теперь диспозитивные нормы распространятся на непубличные акционерные общества. С вступлением Закона в силу особенно важно проверить, чтобы новые положения, по которым возможна диспозитивность, были четко прописаны в уставе. К примеру, если порядок заверения решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью не закреплен в уставе, то протоколы общих собраний необходимо будет подписывать у нотариуса. Важными являются и поправки  в отношении корпоративного договора и единоличных исполнительных органов, которые, безусловно, предоставят больший спектр возможностей для корпоративного структурирования.