01 Октября 2015

Изменение налогового законодательства

Ежегодно Налоговый кодекс Российской Федерации подвергается многочисленным изменениям. Ряд поправок в отношении налогового законодательства вступает в силу с 1 января 2015 года.

Так налогоплательщики, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, будут обязаны обеспечить получение документов, которые направляются налоговым органом в целях реализации своих полномочий, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Такими документами могут быть, в том числе, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.

По новым правилам налогоплательщики будут обязаны в электронной форме отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

Начиная с 1 января 2015 г. налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов:

- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Также с 1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 3 ст. 76 НК РФ, которая устанавливает право налоговой заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств, в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановке операций, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи документов (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть вынесено в течение трех лет. Данный срок исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации.

Пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ установлен порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика заключается в следующем: налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;

- день явки в налоговый орган (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

Необходимо отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. будет распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками (налоговыми агентами) (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Установлена новая обязанность банков: в течение трех дней с момента поступления запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов банки будут обязаны предоставлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). За неисполнение обязанности будет взыскиваться штраф в размере 20 000 рублей. (ст. 49.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 1 января 2015 г. расширяется перечень случаев, когда налоговая сможет истребовать у налогоплательщика документы при проведении камеральной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Обычно камеральная проверка проходит в рабочем порядке и практически не вызывает проблем в рабочей обстановке организации.

Согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ в новой редакции налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС, в следующих случаях:

- если выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;

- если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять декларации по НДС;

- если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Истребовать указанные документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Совет лишь один: прежде чем  сдать налоговую декларацию, необходимо грамотно подойти к составлению первичных, бухгалтерских и иных документов, обосновывающих Ваши расчеты, а иначе рядовая камеральная проверка грозит плавно перерасти в выездную.

Хотя, 1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Осмотр будет проводиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

С 1 января 2015 года ставки госпошлины за некоторые виды юридически значимых действий будут увеличены (гл. 25.3 НК РФ). Увеличен размер госпошлины за оспаривание нормативных правовых актов, скорректирован размер пошлины за оспаривание ненормативных правовых актов. Увеличен размер госпошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением пп. 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) для физических лиц с 1 000 до 2 000 рублей, а для организаций - с 15 000 до 22 000 рублей (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Введен пониженный размер госпошлины за государственную регистрацию изменений в учредительных документах общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений таких организаций (пп. 3.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), установлен новый размер госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием нотариальной деятельности (пп. 110.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), снижена госпошлина для физических лиц, которые обращаются за получением государственных (муниципальных) услуг через порталы, интегрированные с единой системой идентификации и аутентификации, с получением результатов в электронном виде (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Вероятно, предполагается, что выше упомянутые нововведения позволят каким-то образом дисциплинировать налогоплательщиков. Такие меры, включая введение санкций, позволит повысить поступления в бюджет и процент уплаты налогов. Кроме всего прочего, есть мнение, что данные поправки в Налоговый кодекс подразумевают перекладывание обязанностей налоговиков на плечи налогоплательщиков.